В 1904 году комиссар Армии Спасения Джордж Скотт Рейлтон (Великобритания) посетил Россию, чтобы обратиться к властям за официальным разрешением о начале работы Армии. Прошение было отклонено. В 1908  он предпринял новую попытку, но у него ушло много времени на получение визы. Было несколько обнадёживающих знаков. Столыпин, российский премьер-министр, сказал Уильяму Т. Стеду, знаменитому английскому журналисту и редактору, что он не видит никаких политических причин, почему Армии не может быть разрешено работать в России. «В любом случае, она должна привлечь интерес публики», - прокомментировал он. Русский художник, посещавший собрания в Риджент холле в Лондоне, сказал Стеду, что «если такая яркая, привлекательная, братолюбивая, социальная религия появится в России, она распространится как пожар в степи».

Тем временем Рейлтон проводил собрания в переполненных залах Санкт- Петербурга. Он написал императору Николаю П, получил вежливые официальные ответы, но не попал в Зимний дворец. В 1909 генерал Бут, проведя собрания в Финляндии, приехал на несколько дней в Санкт-Петербург. На друзей Армии, проживавших в столице России, произвело огромное впечатление зрелище фигуры патриаршего типа, выходящей из поезда и останавливающейся на платформе с поднятой шляпой и закрытыми глазами в молчаливой молитве за спасение России.

В доме генерала Сабурова и его жены собралось много представителей высшего света столицы, чтобы услышать, как Основатель будет описывать методы Армии Спасения и её работу. Несомненно, если бы не высокое положение хозяина, в ситуацию вмешалась бы полиция. Гости группами входили в гостиную, и примерно в 21.30 прибыла великая княгиня, жена великого князя Константина, с дочерью. Рассказ генерала о том, как он уверовал, о скромном начале деятельности Армии и о расширении её работы и появлении во многих странах мира удерживал напряжённый интерес слушателей в течение полутора часов. Во время заключительной части рассказа слушатели сошлись во мнении – Россия более не может существовать без Армии Спасения.

На свой второй день пребывания в столице Уильям Бут встретился с министром финансов господином Коковцевым, в то время главой департамента государственных дел. Со всех сторон генералу Буту был оказан такой приём, что, казалось, двери России широко открылись для Армии Спасения, и когда У. Т. Стед позднее посетил город и имел аудиенцию с императором, а также со Столыпином, ему сообщили, что всё, что требовалось, это представить письменное прошение на разрешение начать работу Армии Спасения в этой стране. Письменное прошение, немедленно посланное Основателем, оставалось без ответа в течение двух лет. Однако, за это время произошло убийство  Столыпина. Когда ответ был получен, это был отказ.

В этом же 1909 году полковники Повлсен (офицеры из Дании) были назначены в С.-Петербург на 18 месяцев, но они получили отказ на просьбу о регистрации Армии, хотя были арендованы здания и нерегулярно, но проводились богослужения. В 1912 году руководители Финляндской Армии Спасения полковники Ларсоны получили наконец разрешение на работу в Санкт-Петербурге. В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке Финляндская Армия Спасения получает почетный диплом. Поскольку в выпуске памфлетов для выставки закрались ошибки, помощь в их исправлении предлагает Адам Пичевский, который позже станет редактором «Вестник Спасения». А пока начинается публикация этого армейского издания, и два финских офицера приезжают, чтобы помочь его распространять.

В 1914 году в России приняты первые солдаты Армии Спасения, уже открыт «Дом для падших женщин», армейцы распространяют свои издания в Москве, Орле, Луге. В 1914 году в связи с началом Первой Мировой Войны в Петрограде нашли пристанище многие беженцы, среди которых были и дети-сироты. Армия Спасения открывает в городе и окрестностях приюты для бездомных, летние лагеря и колонии для сирот. Раздает и бесплатные обеды, и продовольственные пайки, и одежду (в течение года их получило свыше 30 тысяч  человек). Работа, которую вели спасенцы среди коренного населения Петрограда, заключалась в посещении бедных на дому, уходе за больными и немощными, призрению детей, чьи матери работают, выполнении разного рода домашних дел, организации практических классов кройки и шитья для нуждающихся женщин. Постепенно Армия завоевала доверие и симпатию населения, о чем свидетельствуют регулярные пожертвования от городской думы, российских благотворительных фондов и других организаций, частных лиц. Граф Толстой жертвует на убежище для бедняков, руководство цементного завода - на организацию детских елок.

В 1915 открыто 7 корпусов, дом для беженцев, 2 детских дома. Революция Керенского в 1917 году принесла свободу Армии Спасения, начались собрания на улице, по Невскому проспекту прошел марш Армии Спасения. Первый конгресс Армии в России состоялся в 1918 году, но в конце года всех скандинавских офицеров власти вынудили оставить Россию. Обстановка обостряется. Детские дома Армии Спасения закрываются, имущество конфискуется, поскольку "нельзя допустить, чтобы религиозная организация воспитывала детей, которых надлежит воспитывать в социалистическом духе". 1922 год был последним годом Армии в России.  Хотя в апреле была получена регистрация на небольшой период, 19 июня было объявлено, что Армия Спасения существует незаконно, многие солдаты ушли в подполье, многие вступили в баптистскую церковь, которая была сильна в те дни.

27 февраля 1923 года Армия прекратила свое существование в России. По свидетельству В.М. Фурсенко, одного из русских спасенцев призыва 1918 года, дождавшегося возвращения своей Армии спустя семьдесят лет, "нас, тогдашних армейцев, сегодня практически не осталось. Почти все погибли в лагерях, сгинули в тюрьмах". Эти люди, верные принципам служения ближнему, распространяли учение Христа, помогали политзаключенным. Трудно поверить, но в столице страны Советов с 1934 по 1938 годы действовала московская группа Армии Спасения в 300 (!) человек. В конце 30-х - начале 40-х годов русская Армия была практически истреблена. Последние солдаты, брошенные в застенки Лубянки и Бутырки по обвинению в «организации Армии Спасения с целью свержения Советской власти» проповедовали Евангелие среди заключенных. Тем самым подтверждая слова генерала Бута: "Дух Армии Спасения состоит в том, что истинный спасенец скорее готов умереть, нежели жить для самого себя".

Армия вернется в Россию в 1991 году.

По материалам Светланы Ольман ("Вестник Благотворительности", №2/99) и книге Карла Ларссона «Армия в России»

 

 

 

Свяжитесь с нами